Подводное фото - NEW
Наземное фото недели
Случайное фото
Поиск по сайту

О чем плакали лебеди или закрытие сезона открытой воды.

Сергей Гурский
О чем плакали лебеди, или закрытие сезона открытой воды.

На ноябрьские праздники мы решили вспомнить про Боровно. Я когда-то узнал про этот водоем из отчета Михаила Ведехина, и очень ему благодарен за ту давнюю публикацию. Шикарное было озеро, спрятавшееся в лесах вдали от больших городов, полное всякой живности, с кристально прозрачной водой. Сейчас-то уже не так – вода помутнела, живности поубавилось, но леса стоят и озеро живет, а мы изредка его навещаем.
За Андреаполем все водоемы вдоль грейдера на Бологово уже покрылись льдом. От зимнего пейзажа за окнами машины в голове даже возникли печальные мысли о том, что в этот раз точно придется нырять со спасконцом. А жаль, мне как-то не хватило пока открытой воды в этом сезоне. Я уже почти было смирился с мыслью о веревке от берега, но, на наше счастье, Боровно все еще боролось с зимой. Льда на воде практически не было, только местами плавали тонкие льдинки. Да здравствует открытая вода!!!!! Похоже – последняя открытая вода в этом году.

Мы свернули с грейдера и покатили по зимнему лесу. Судя по тому, что дорожка к нашему обычному лагерю была перекрыта упавшими деревьями, тут давно уже никто не ездил, так что эту зиму мы здесь будем встречать первыми. Вышли из машин, поприветствовали озеро, ну а дальше привычно потекла обычная зимняя походная жизнь. Палатки, печки, кровати, костер, стаканчик жидкого тепла за встречу с друзьями в красивом месте.

Когда на озеро опустились сумерки - лагерь уже стоял, и можно было спокойно предвкушать удовольствие от зимнего ночного погружения. Плевать, что вода – плюс 4, а с неба вовсю сыплет снег, но живность то на дне озера он совершенно не пугает. Ну и нас, стало быть, тоже.

Я нацепил снаряжение и привычно пошел вдоль дна озера по границе водорослей, глядя на раков и разную рыбью мелочь. Мне попался даже вполне приличных размеров лещ. Он залез поглубже в ил и спокойно дремал, не обращая внимания на суету вокруг него. Вот где тишина и покой, однако.

Ну, а в лагере в это время вовсю кипела жизнь. Дымился самовар, жарко горел костер, позвякивали кружки и о долгой холодной зиме впереди напоминал только хрустящий снег под ногами. Лагерь утих только после полуночи, а потом можно было до утра спокойно слушать тишину ночного зимнего леса.

На следующий день мне захотелось нырнуть поглубже. Говорят – рыба зимой уходит от берега в глубокие ямы, так что интересно было бы поглядеть – как она там, в глубине обитает. Рядом с нашим лагерем я приметил во время прошлых погружений одну ямку метров под двадцать, так что далеко плыть точно не придется. Как решил – так и сделал. Упал в глубину по крутому береговому свалу, и в какой-то момент вдруг оказался в густом рыбьем бульоне. Крупная рыба видно услышала меня и отошла в сторонку, а мелочь не захотела трогаться с насиженного места. Я потусил в этой компании минут десять, а потом двинул потихоньку обратно в лагерь. Там как-то теплее, однако…. И горячую уху дают из свежей форельки……

В дальнем конце озера я между делом заприметил стайку лебедей. Не знаю - то ли они жили здесь все лето, то ли просто присели на денек передохнуть после дальней дороги. Я хотел было сбегать к ним поближе с фотоаппаратом, но в лагерной суете все как-то не собрался.

Последняя ночь нашей поездки выдалась безветренной, лунной, звездной и морозной. Вокруг стояла полная тишина, и я уже было начал засыпать, как вдруг над лесом громко заголосили лебеди. Они кружили над озером в ночном небе и плакали так долго и печально, как будто прощались с чем-то очень-очень хорошим. Но вылезать из теплого спальника и идти куда-то в морозную темноту для выяснения причин такого горя мне совершенно не хотелось, так что я отложил этот поход до утра. Утром-то, только выглянув из палатки, я сразу понял, над чем рыдали птицы. Они плакали над безвременной кончиной сезона открытой воды. Озеро за ночь покрылось льдом. Все покрылось, от берега до берега.

Только что была открытая вода, и вдруг ее уже нет. Самое время - устроить торжественные поминки, но мне сегодня непременно нужно ехать обратно в Москву, так что с этими поминками получается полный пролет. Такая вот странная штука – жизнь. Постоянно хочется чего-нибудь такого, чего сегодня точно нельзя…….