Подводное фото - NEW
Подводное фото недели
Наземное фото недели
Случайное фото
Поиск по сайту

Колдунчики и рекреационный арктический дайвинг


Сергей Гурский
Колдунчики и рекреационный арктический дайвинг.

В начале августа 2017 года жизненная ситуация казалась мне довольно грустноватой – отпуск уже кончился, начались серые рабочие будни, но настроения работать в силу ряда причин не было совершенно. Я страстно мечтал о продолжении отпуска, и мои мечты вдруг сбылись - на работе неожиданно подмахнули мне вольную грамоту за свой счет на 2 недели. Дождливое лето 2017 года сразу стало не таким уж дождливым, а серые будни заметно посветлели. В итоге утром 12 августа мы с напарником уже сидели в машинке и наматывали на колеса километры знакомой дороги в Карелию до славного города Чупа. В голове крутились куплеты старой песенки В.Берковского:

«Стучи, машина! Курс норд-вест!
Чупа вовек не надоест,
Чупа – столица здешних мест,
В ларьке – сметана…»

И хотя воспетого поэтами ларька давно уже нет, но город стоит, а в бухте у этого славного города скучает без нас наша Hakuna Matata. Для тех, кто не в курсе: Hakuna Matata – это маленькая 27-футовая яхточка, примерно нашего пенсионного возраста, ремонтом которой мы с товарищем самозабвенно занимались все свободное время весной и летом текущего года, и в конце июля наконец спустили на воду в Белом море.




Спустить-то спустили, но свободного времени на какое-нибудь завалящее путешествие у нас уже не осталось, и мы тихо тосковали вдали от нашего замечательного корабля, пока вдруг с небес случайно не упали эти волшебные две недели. Мы изо всех сил гнали машинку по трассе Кола, но по привычке все-же заскочили в кафешку у поселка Доможирово, чтобы напоследок попробовать деревенскую ряженку, буженинку и пирожки с капустой. Дальше-то придется полностью переключаться на рыбу, морскую капусту и устрицы, иначе полностью засохшие от городской жизни жабры под водой будут работать совершенно неправильно. Вот она - настоящая еда беломорских подводно-надводных путешественников.....






До Чупы мы долетели часов за 20. Было раннее утро, народу на пристани не было совсем. Наша красавица стояла недалеко от берега. Видно было, что за ней присматривали, за что огромное спасибо Чупинскому морскому яхт-клубу. Огромное количество нашего походного барахла как-то быстро рассосалось по рундукам в кокпите, ушло под пол рубки и в боковые ящики, было спрятано в форпике. Мы так быстро все распихали, что даже не успели толком запомнить – что где лежит, поэтому при поиске какой-нибудь конкретной вещицы потом неоднократно приходилось перерывать всю лодку. Вот что значит – отсутствие морского опыта…. Дул сильный ветер с запада, поэтому мы недолго думая подняли стаксель. И понеслись к открытому морю…. Скорость при попутном ветре на одном стакселе у нас была 5-6 узлов, поэтому берега Чупинской губы пролетали мимо довольно быстро. Скоро мы увидели справа знакомое здание дайвцентра в поселке Чкаловский, где провели за последние годы немало счастливых часов. Мимо пролетел остров Олений, но, к моему большому сожалению, мы не увидели нашего знакомого медведя. По весне-то на этом острове мы с этим медведем славно потусили, когда он приходил к нам в лагерь. А сейчас - видно отлучился куда-то по делам. Или полы в берлоге моет…. Прошли Кереть, Борщевец, Кишкин, Черемшиху и решили встать на ночь у знакомой нам скальной стенки острова Виченная луда. Тут под водой отвесная скала, приличная глубина сразу у берега и под камнями прячется множество зубаток. Растянули якоря так, чтобы ночью нас не шваркнуло бортом о скалы и сели ужинать.



Как хорошо, что не нужно после длинного перехода ставить лагерь, разводить костер, искать пресную воду. Все под рукой, а воды в носовой бак еще в Чупе мы залили литров шестьдесят. В рубке тепло, закрыта дверь, чтобы не летели комары, горят лампочки, работает плита на камбузе, тут же рядом ждет своей очереди мойка для посуды и шумит вентилятор в шкафу для промокшей одежды. Не жизнь, а чистый курорт… А ведь в ста метрах от нас уже кончается Чупинская губа и шумит прибоем о береговые скалы отрытое море. Лодку слегка покачивало, поэтому мы даже ужинали не сидя, а как древнеримские патриции – полулежа на мягких диванах и подушках. По такому случаю можно и слегка употребить в честь окончания длинного и трудного дня. Но, как говорят древние: «Uti, non abuti….», поэтому злоупотреблять сегодня мы точно не будем.

Утром, на свежую голову, мы решили, что наш замечательный корабль будет скучать без напарника, и, чтобы тоска его совсем не одолела - надули тузика. С тузиком жизнь стала еще веселее.



Можно было в любой момент отъехать на берег, постоять на твердой земле, поснимать нашу яхточку с разных ракурсов, попрыгать по береговым скалам и даже побаловать себя свежей черникой с голубикой и прочими ягодами.





Что еще нужно водоплавающему для того, чтобы понять, что жизнь прекрасна??? Ну – разве что нырнуть….



Для нырялки на баке нашей посудины имеется компрессор в герметичном ящике, на корме сделан откидной трап для подъема из воды, а остальное дайверское барахло разложено по рундукам в кокпите. От уровня палубы до воды примерно метр, и его дайверу нужно непременно пройти, если он хочет подняться на борт. Мне-то попроще: я, как закоренелый любитель сайдмаунта, спускаюсь в воду и поднимаюсь из нее налегке, так как мои баллоны, регуляторы и фототехника в этот момент обычно уже болтаются в воде на специальных концах с карабинчиками, но Валера в бэкмаунте с 18-литровым баллоном, медленно поднимающийся по трапу, обычно вызывает у меня сердечный приступ.



Все-таки годы уже не те, сердечко пошаливает, и такие нервные перегрузки я уже не могу воспринимать спокойно. Для механизации подъема дайвера в бэкмаунте из воды можно, конечно, использовать фаловую лебедку и какой-нибудь свободный парусный фал на мачте, обвязав его вокруг шеи дайвера, но при таком способе подъема можно легко повредить шейную манжету гидрокостюма, что крайне нежелательно.

Я плюхнулся за борт, пристегнул уже висевшие в воде баллончики, взял фотоаппарат и отправился в подводную экскурсию. Все было, как обычно. Эти картинки я видел уже несчетное количество раз, но мне они почему-то совсем не надоедают. Видимость до глубины метров пять была не очень – в воде висела какая-то взвесь, но ниже было все в порядке.







Зубатки и треска прятались под камнями, медузы плавали, камбала прижималась к песчаному дну, керчак спокойно лежал на камнях, а маслюки змейками извивались у прибрежных скал.



Стаи мелких рыбешек сверкая качались в волнах под лучами летнего пока еще солнца. Ну прямо ход сардин по-беломорски.



Волны слегка покачивали огромные лопухи морской капусты, так что с голодухи мы здесь точно не помрем.







Щи и жареха с капустой нам, считай, уже гарантированы. Главное, чтобы на такой диете у нас не отросли клыки, как у моржей, а то домой после поездки могут и не пустить. Во избежание такого печального исхода придется как-то чередовать капусту с устрицами и свежей рыбой. И черничкой, черничкой все это морское великолепие заедать, тогда с клыками точно будет все в порядке. Умные люди рассказывали нам еще про какой-то морской виноград, но до него мы пока еще не добрались. Интересно, а если этот виноград посушить, то изюм из него получится??? Этот изюм, наверное, очень хорош скучными и холодными зимними вечерами. Как сказала когда-то одна мудрая женщина:

В жизни у всех перемешано
Сладкое с горьким давно,
Видно навеки замешано
Терпкое это вино.
Только когда невезение
Вдруг приглашает на бал,
Нужно, чтоб ложечку сахара
Кто-то насыпал в бокал.

Ну а поскольку современная медицина в голос твердит, что сахар вреден, то мы будем вместо него как средство от скуки и невезения грызть изюм. Морской, потому как зимой водоплавающим без морепродуктов никак не прожить….

Ладно, хватит про эту кулинарию, вернемся к нашей лодке. После хорошего дайва самое время подержать руками за ветер. Западник по-прежнему волнует море, обеспечивая крутой бакштаг до Сонострова. Туда по прямой от нашей стоянки всего-то тринадцать миль, так что долетим моментом. Почему Соностров???? Просто мы давно знаем те места, тамошние мели и камни. Чайникам без особого парусного опыта болтаться в незнакомой акватории на такой лодке, как у нас, как-то стремно. Даже если в рундуках наготове лежат сухие гидрокостюмы. Опять-же, могут начать вредничать колдунчики.

Колдунчики - это такие разноцветные пиявкообразные сущности, обычно присасывающиеся к парусам. Они живут на каждой уважающей себя яхте. На вид – ничего вредного и страшного, но если эту мелкую гадость не ублажить тщательно по законам, изложенным в древних парусных манускриптах, то корабль ни за что не пойдет туда, куда тебе нужно даже при самом сильном и попутном ветре. В минуты наивысшего экстаза они все хором вытягиваются вдоль поверхности паруса строго горизонтально, хотя обычно могут свисать вниз, торчать вверх или извиваться в разные стороны как голодные пиявки. Я отношусь к ним как-то спокойно. Ну – есть и есть, чего уж тут сделаешь. Это - вроде привидения в старом доме: ну, бродит по ночам, ну, завывает иногда, но, ведь, вроде-бы, почти никогда никого не трогает, и - слава богу. А Валера поверил в могущество колдунчиков как-то сразу и безоговорочно. Даже перед погружениями, надев гидрокостюм и свой здоровенный 18-литровый баллон, он временами долго сидел в кокпите яхты и задумчиво смотрел наверх. «Ты что????» - я спросил его как-то.

«У меня бриффинг с колдунчиками насчет плана погружения……»

Он, даже, как-то залез на мачту яхточки, чтобы проверить - все ли там в порядке. Ну, чтобы колдунчикам было удобнее.



Вот и сейчас, поставив меня за румпель, он распустил стаксель и строго сказал: «За колдунчиками лучше смотри, нефига просто в компас пялиться». Казалось бы – есть ветер, есть компас, вместо лага есть GPS, хорошо видно, на каком галсе парус ловит ветер, зачем при этом изо всех сил смотреть на колдунчики??? Я и не смотрел особо. А эти гады резвились вовсю – торчали вверх, свисали вниз, болтались во все стороны. Да и хрен с ними. Лодка-то идет. Скорость 5-6 узлов держим стабильно, и - слава богу. Валера в это время изо всех сил колдовал над парусом - подтягивал лебедкой шкот, двигал туда-сюда ползун стаксель-шкота, но колдунчики никак не хотели подчиняться. Так мы и долетели до Сонострова, и тут гадские колдунчики показали всю свою вредность. Я, который был на Сонострове раз десять и знал его вдоль и поперек, неожиданно проморгал вход в бухту Глубокая и заметил это только тогда, когда мы уже проскочили северо-западный мыс Сонострова. Исправить мою оплошность можно было только положив лодку в крутой бейдевинд на грани левентика, но колдунчики вредничали вовсю, парус то полоскал, теряя ветер, то вдруг клал нашу лодку практически на борт. Скорости не было, посудина плохо управлялась. Мы боролись с колдунчиками у входа в бухту часа полтора, а потом плюнули на свою мужскую парусную гордость - убрали стаксель и запустили двигатель. Колдунчики затаились, замышляя очередную пакость.

Западный ветер взбудоражил волнами нашу любимую песчаную бухточку на Сонострове, стоять на якорях там было нельзя. Мы пошли дальше в проход между островом и материковым берегом, где благополучно сели на мель.



Мы вам расскажем, как мы засели,
Как мы однажды сели на мели,
Плыли-плыли, вдруг-остановка,
Ох-ты, ух-ты, очень неловко……

Раскрученный до максимальных оборотов движок уж не мог нас сдвинуть, и мы остались на этом месте, ожидая прилив. Колдунчики тихо ржали над нами внутри закрученного на форштаг стакселя.

Что тут скажешь – по этому поводу все давно уже сказано умными людьми:

Если придется плыть вам по свету
Не забывайте песенку эту
В каждом деле, двигаясь к цели,
Нужно повсюду видеть все мели…..

Пришлось нам шесть часов в ожидании прилива жрать чернику на берегу. Аж зубы посинели…. А лодочка в это время лежала на боку на отмели. Такая-вот печальная история.

В прилив мы на моторе ушли из этого места в закрытую от западного ветра безымянную бухту южнее Сонострова.







Красивая такая бухточка с высокими скальными берегами, в которую впадают две небольшие речушки. На закате береговые скалы на входе в бухту становятся совершенно красными, поэтому я про себя назвал эту бухту Красной.



Отсюда хорошо виден Соностров с падающим за него солнцем.



В бухте из-за высоких берегов всегда практически полный штиль, чем тут же попытались воспользоваться комары. Пришлось срочно вешать занавеску на входе в рубку. На этом все проблемы этого долгого дня неожиданно закончились, и даже колдунчики на время утихли. Хотя ненадолго. Ночью мне приснилось, что один колдунчик сполз с паруса и присосался к моему левому регулятору…. Проснулся - задыхаясь и в холодном поту…. Но, как говорится: «Бояться волков, так быть без грибков», поэтому утром все одно нырять пойду, и никакие колдунчики мне не помешают.

Утром я первым делом повел прогуляться тузика. Бросил его побарахтаться у береговых камней, а сам полез вверх на скалы. Очень захотелось посмотреть на местные шхеры с большой высоты. Вид оттуда, и правда, был исключительный. Даже густая облачность в небе его не портила, а только выделяла горизонт и смягчала цвета. И, конечно-же, Hakuna Matata великолепно смотрелась на фоне такого пейзажа. Как я мог целый год жить без этого?????



Море ждет, а мы совсем не там-
Такую жизнь пошлем мы к лешему…
-Боцман…
– Я.
- Ты будешь капитан,
Нацепим шпаги потускневшие.

Мы с тобой пройдем по кабакам,
Команду старую разыщем мы,
А в городах мы просто лишние…
Давай, командуй, Капитан…

Пользуясь полным отсутствием ветра на месте нашей стоянки, мы решили попробовать поднять грот. Мы с Валерой пока не такие уж большие спецы в современном парусном вооружении. Долго разбирались с грота-фалом, грота-шкотом, гика-шкотом, лебедками, риф-шкентилями, топенантом, оттяжкой гика, их креплениями, приводами и блоками. Наконец подняли парус, потом спустили его и закрепили на гике и мачте. Все…. Грот к походу готов…. Можно стартовать в открытое море. Ну, мы и стартовали. Подняли якоря, завели движок и двинулись потихоньку вперед. В это время тузик, который обычно хаотично перемещался где-то вдали от лодки, очевидно науськанный вредными колдунчиками, влез вплотную под корму, и привязанный к нему конец намотался на вал двигателя яхты.
Машина-стоп…
Аварийная команда – за борт….

Ну - колдунчики, ну - заразы!!!! Они и до тузика добрались!!! Еще один такой фокус, и я ночью, когда Валера не видит, спорю их со всех парусов. Стаскиваю с себя одежду, надеваю маску и ныряю под корму яхты. Водичка тихонько шепчет мне, что здесь далеко не юг…. И даже не средняя полоса… Слава богу, веревка намоталась не очень туго. Через пять минут винт полностью свободен и готов к работе. Я же без стакана совершенно неработоспособен. Но это можно быстро поправить.

Вторая попытка…. В этот раз мы выходим-таки из бухты, встаем против ветра и поднимаем грот. Ура, получилось. Я попытался запечатлеть яхту с наполненными ветром парусами, но, даже свесившись за корму, не смог получить нужный ракурс. Пришлось звать на помощь тузика. В итоге Валера на яхте гордо летал по морю под парусами, а я в тузике на длинной привязи болтался за ним, пытаясь скомпоновать необходимые кадры и при этом не свалиться в воду.









Вот она – печальная судьба фотографа. Вроде бы он непосредственно участвует в событии, но как-то сильно сбоку. Или сзади……

Дальше полетели походные будни. Мы ныряли, меняли места стоянок, встречали закаты и рассветы,







а по вечерам, когда ветер становился потише, выходили в открытое море, упражнялись с парусами и гонялись за белухами.



Максимальная скорость, которой нам удавалось выжать из посудины, болталась где-то в районе 6-7 узлов. Не моторная лодка, но все же не так плохо. При таком раскладе можно, к примеру, долететь отсюда до Соловков примерно за день, а за пару-тройку дней - пройти горло Белого моря и выйти в океан.

К середине второй недели нашей поездки мы переместились поближе к острову Сидоров. Красивый остров, только весь завешан плакатами, что устраивать стоянку на нем нельзя. Ну, мы и не устраивали. Мы просто стояли рядом с островом. В одной из бухточек на западе острова я увидел замечательную каменную дорогу, уходящую в море. В памяти сразу всплыла аналогичная дорога на острове Бимини на Карибах. Кто, когда и для каких целей ее построил – совершенно непонятно. Теперь про дорогу на Бимини пишут все, кому не лень. Про дорогу на острове Сидоров – почему-то никто. Вот я и исправляю эту несправедливость.



Шхеры, море, дайвинг, восходы, закаты, свежий ветер - все это было замечательно, но мы не сделали еще одно очень важное дело. Срочно нужно было, ну просто необходимо, на этой замечательной яхте пересечь полярный круг и выйти в Арктику. Для того, чтобы сделать это, нужно просто пройти воображаемую линию, географическая широта которой 66°33′44″. Это чуть больше 20 км от Карельского берега в Кандалакшском заливе Белого моря и примерно столько же не доходя до Кольского.... Вроде-бы - просто линия, но видно что-то в ней есть. На некоторых научных судах в наше время даже устраивают причастие забортной водой при переходе полярного круга. Соискателя грузят на корабль и везут как чемодан до необходимой географической широты. Там он должен хлобыстнуть стакан забортной воды. Главное при этом – не сблевать непосредственно на организаторов акции, а хотя-бы успеть добежать до борта судна. После этого страдальцу выдают документ за подписью капитана, что он теперь является арктическим исследователем. У меня у самого есть такая бумажка. Но тогда хоть мы месяц болтались полярной ночью у мыса Норд-Кап, да еще угодили в 8-бальный шторм. Есть, что вспомнить…

По-моему – так халтурно зачислять людей в арктические исследователи как-то несерьезно. Совершенно не ощущается ответственности момента. Влил в себя стакан морской воды и встал в один ряд с Раулем Амундсеном, Робертом Пири, Фритьофом Нансеном, Умберто Нобиле и Георгием Седовым. Нет уж….. Хочешь хоть на чуточку подобраться к ним поближе – строй судно, лезь в него и иди к полярному кругу самостоятельно, а на месте, для усугубления ситуации, еще и сигани в неспокойный арктический океан - просто для того, чтобы доказать самому себе, что ты это можешь. После этого изумленная общественность точно присвоит тебе почетное звание законченного арктического идиота, потому как слезть с мягкого дивана и тащиться куда то за край земли не с конкретной целью срубить бабла или погреть бока на пляже, а в надежде кайфануть от пересечения воображаемой географической линии совершенно не в характере современного человека.

Раз – надо, значит - надо. По такому случаю мы покинули тихую гостеприимную бухточку острова Сидоров и взяли курс на север. Ветер позволял нам довольно быстро идти в бакштаг. Мы оставили архипелаг Кемь-Луды с левого борта и двинулись по направлению к Кольскому. GPS медленно перематывал географические минуты. И колдунчики на гроте и стакселе, понимая ответственность ситуации, стояли строго, как положено. На горизонте проявились береговые вершины Кольского.



Лодка уверенно двигалась в направлении Порьей губы. Вот оно – на счетчике 66°33′44″. Мы убрали паруса и легли в дрейф. «Может не надо????» - спросил испуганный внутренний голос откуда-то из подсознания. Следом за ним по 16-му каналу радио пришло сообщение, что волнение на море 4 балла. Я заколебался……

«Надо Федя….. Надо….» - послышался вдруг хор голосов откуда-то с севера. Мне показалось, что голосов было было пять. Я вздохнул, снял одежду и плюхнулся за борт…..



Амундсен, Пири, Нансен, Нобиле и Седов смотрели на меня с полюса и довольно ухмылялись. В полку арктических идиотов нонче пополнение. Нужно будет как-нибудь потом повторить такое же мероприятие ночью и при свете полярного сияния. Тогда я точно получу звание заслуженного арктического идиота.

До входа в Порью губу нам оставалось идти примерно 20 км, но мы посмотрели друг на друга и молча повернули назад. Времени до конца поездки оставалось немного, а погода была какая-то неустойчивая. Обратно к Карельскому берегу пришлось идти против ветра и при сильной встречной волне. Яхта скрипела и трещала, а наши шмотки от ударов волн об форштевень летали по кубрику.

Моряк, покрепче вяжи узлы,
Беда идет по пятам…..
Вода и ветер сегодня злы,
И зол, как черт, капитан….

Несмотря на ветер и волны, мы упрямо двигались вперед, пока скалы острова Сидоров не прикрыли нас. Утром на следующий день начался дождь, который кончился только через три дня, так что развернулись назад у Порьей губы мы точно не напрасно. Вот что значит – чутье. Как сказал классик: «Странная все-таки вещь – интуиция, и отмахнуться от нее нельзя, и объяснить невозможно».

Мы покантовались еще денек под дождем в тихой бухточке у острова Кишкин, а потом двинулись назад в Чупу. Хотелось еще успеть понырять у мыса Картеш, но, видно, не судьба. Очень, однако, мокро было управлять яхтой.



Придется подождать следующего раза, когда здесь посуше будет. 140 морских миль – достаточный пробег для первого раза. Вернемся – еще добавим. А колдунчики-гады пусть пока здесь мокнут. Им полезно.











P.S. Огромная благодарность морскому яхтенному клубу г.Чупа за помощь в организации стоянки яхты.

P.P.S. Огромная благодарность капитану яхты «Водный мир» Михаилу за приют, помощь в подготовке парусного вооружения, практические советы по управлению яхтой.

P.P.P.S. Вторую неделю не могу уснуть на мягком домашнем диване. Он, зараза, не качается.....

Москва – Чупа - остров Виченная луда - мыс Шарапов – Соностров - мыс Девичий - остров Сидоров - полярный круг - остров Кишкин - мыс Картеш – Чупа - Москва, 2017 г.



© DivePlanet 2020