Подводное фото - NEW
Подводное фото недели
Наземное фото недели
Случайное фото
Поиск по сайту

Есть один закон у нас - не на суше мили мерить......


Сергей Гурский
В конце сентября мы решили повторить беломорский вояж. А иначе очень обидно – жизнь проходит, сезон кончается, наша лодка тоскует без нас у самого синего моря, а мы в это время сидим в Москве, занимаемся повседневной рутиной и ждем непонятно чего. Так дело не пойдет. И потом, для подтверждения титула старых морских волков просто необходимо стремительно наращивать наш парусный опыт. А пока - с двумя сотнями миль под парусом за спиной - даже на звание старой морской дворняжки претендовать сложно…. Да и без морской капусты обычный обед больше на какой-то сухомяточный перекус смахивает. Короче – пора в дорогу, старина, подъем пропет…. В этот раз нас в дорогу собралось трое. А что – нужно же попробовать, как мы в этой лодке втроем существовать сможем.

В итоге – 23 сентября мы уже в четвертый раз за этот сезон катили к Белому морю по питерской трассе. Странное дело – похоже, что эту дорогу я знаю уже куда лучше, чем дорогу на собственную дачу. Похоже, при таком раскладе, дачку-то придется переносить. Куда-нибудь на Грумант или на ЗФИ. А что, военную базу на ЗФИ уже построили – ну и я рядышком дачку забухаю. Буду у наших военных фукус, треску и морскую капусту на бензин для дайверского компрессора менять. Нужно же как-то существовать бедному дайверу пенсионного возраста.

Ну ладно - про дачку потом додумаю. А сейчас важно Доможирово не проехать – там фермерский ресторанчик есть прямо у дороги. Очень кушать хочется. Как раз в это время в ресторанчике буженину дают, пироги с капустой. И ряженку….. Можно же перед беломорской диетой малость свое пузо побаловать. А на десерт - кофейку покрепче заварим. Плитка то и кофейник у нас всегда при себе. Нельзя же вот так сразу после ядовитой московской жратвы переключаться на экологичную треску с брусникой. Организм может не выдержать. Нужно как-то разумно слаживать процесс перехода….
Увы, но сразу после фермерской жратвы нам пришлось ехать дальше. Всю ночь ехать…

«Нет прекрасней и мудрее средства от тревог –
Чем ночная песня шин….
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог
Штопаем ранения души….»

Ночная дорога – это конечно штука хорошая. Впереди только два красных огонька ведущей машины. И - полная чернота вокруг. Чернее уже не бывает… Так я по наивности думал, пока не стал по морю ходить ночью в тумане и при сильной облачности. Там вааще вокруг никаких огоньков нету. Ни вокруг, ни сверху, ни снизу. Даже компас, зараза, и тот не светится. Только слышно, как волны об форштевень хлюпают. Адреналин в организме так и бурлит. Но и это еще цветочки. Для особых ценителей адреналина рекомендую сольные ночные прогулки по необитаемому острову. Тишина, покой, и полное умиротворение в организме продолжаются до тех пор, пока вдруг не услышишь за спиною чьи-то шаги…. И по звукам осыпающихся камней ты вдруг поймешь, что это не заяц. Совсем не заяц. Но об этом, пожалуй, потом… Нельзя же вот так сразу про такие ужасы.

А пока – ночная дорога и энергичная физическая нагрузка на организм, чтобы не заснуть. В первую очередь – на нижнюю челюсть. Творческая работа с мышцами нижней челюсти просто необходима каждому уважающему себя дайверу, чтобы в критической ситуации под водой регулятор изо рта не вывалился. Поэтому энергично работаем челюстью вверх-вниз, вверх-вниз, пока жевачка во рту полностью не рассосется. Потом – достаем новую из пачки. И так – всю ночь до самого рассвета. Не то – глаза незаметно закроются, и вся поездка скоропостижно накроется медным тазом у ближайшей к дороге елки….

Утром – мы уже в Чупе. Тут нас уже во всех магазинах знают. Это – после прошлой поездки, когда мы кастрюльку для яхтенного камбуза искали. Для яхты – абы какая кастрюлька не пойдет, тут вкус и интеллект нужен. У нас на камбузе на каждой чашечке и тарелочке якорь нарисован. Это вам не хухры-мухры, это – высокий морской стиль. В этот раз мы морскую сковородку надумали купить. Опять нужно с якорем искать… Ну, ничего – на крайняк, мы якорь ей вместо ручки приварим…
Яхточка стояла на своем месте, спасибо местным коллегам. Говорят – буря была, пока нас не было, и им пришлось кормовой якорь перекидывать. Якорный конец не выдержал – перетерся о камень. Видать - нужно конец на цепь менять.

Мы погрузили барахло, продукты, поставили машинки на стоянку, завели движок на яхте и тронулись. Мотор затарахтел с полтычка. Вот вам и дизель пятидесятилетней давности. Фирма Bukh веников не вяжет…..
Пока мы собирались, распихивали баллоны и снарягу по лодке, незаметно прошел полдень. Темнеет здесь в конце сентября часов в семь вечера, так что светового дня у нас осталось совсем немного. Вроде бы – нужно спешить, чтобы уйти подальше от населенки, но спешить на этой лодке просто невозможно. Скорость под мотором 7-9 километров, и больше никак. Нужно привыкать после суматошной Москвы к размеренному и неторопливому образу жизни.



Даже обычно суетливый тузик в этих условиях неспешно плетется на веревке за кормой нашей яхты. Но иногда московская суета достает даже здесь....



К началу вечерних сумерек мы неспешно дотарахтели только до пролива между материком и островом Большой Горелый. На этом острове есть пара бухточек, прикрытых от ветра, где можно спокойно встать на якорь на ночь. Мы так и поступили, тем более, что в предыдущую ночь вообще спать не пришлось. Распределили спальные места – мне в этот раз достался носовой кубрик. Каюта хорошая, можно даже сказать – отдельная; опять же - есть свой выход на палубу через люк в потолке.

Утром я вылез на палубу и стал внимательно осматривать окрестности. Вчера-то мы здесь шли уже в вечерней полутьме. Тишина, покой, краски осеннего леса по берегам, и только тузик тихо поскуливал на своей веревке и терся о яхту бортом. Видно – самое время вести его на прогулку. Будем гулять, пока остальной наш экипаж не проснулся. А если вдруг что интересное увидим – фотоаппарат у меня всегда с собой. Вот, например, скальная стеночка аккурат напротив нашей стоянки на материковом берегу. Может быть – это просто игра утренней светотени, но в ней явно видна динамика, экспрессия, прослеживается природная композиция. Набрести в Чупинской губе на беломорский филиал Эрмитажа – это довольно неожиданно.
Итак, дамы и господа – представляю вашему вниманию природную скульптурную композицию, посвященную гибели в глубокой древности всего населения местной деревушки от нашествия злобных троллей. Автор, судя по почерку, кто-то из старых классиков, по всей видимости - Ветров-Водкин. Опять же - с представителями второй половины этой знаменитой фамилии мы вчера вечером довольно плотно общались….

Если особо не приглядываться, то эта скальная стеночка выглядит примерно так... Простая скала у воды…



Но если посмотреть на все это, так сказать, вооруженным взглядом…..



Странно, я столько раз болтался по этому проливу, но ничего необычного никогда не замечал…. Или ко мне после вчерашнего ужина просто пришла белочка??????

Озадаченный, я вернулся на судно. Поскольку белочки у остальных членов экипажа никак не проявлялись, мы решили идти дальше. Целью этого дня стал маленький островок Седловатая луда, расположенный на выходе из губы в открытое море, аккурат - напротив острова Черемшиха. На южной стороне острова есть небольшая бухточка, в которой можно укрыться от ветров открытого моря. Там можно встать на якорь на ночь, а у береговых скал этого острова интересно понырять… Идеальное место и для яхтсменов, и для дайверов, тем более, что рядом – знаменитая скальная стенка острова Черемшиха. Подводные скалы там местами образуют каменный потолок над головой дайвера. Потолок, с которого свисают мягкие кораллы….. Это - примерно пятнадцать километров от места нашей нынешней стоянки.
Проходим под парусами остров Борщовец, потом остров Песчаная луда. Ветерок довольно слабый, но скорость 3-4 узла он нам обеспечивает. Даже колдунчики на стакселе временами стоят как положено. На горизонте – остров Черемшиха и открытое море. Вот и намеченный нами островок. Мы зацепились якорями за береговые скалы и встали на стоянку поперек бухты.



Что ж, под парусами малость походили – теперь самое время слегка потревожить старческий склероз и вспомнить, что мы еще и дайверы. Рядом с нашей стоянкой морская карта дает глубины 40-50 метров, так что здесь, видимо, есть, где порезвиться с аквалангом.



А поскольку это - считай открытое море, то в перерывах между погружениями рыбаки тоже скучать не будут. Они всегда могут договориться с тузиком, и погонять местную треску удочкой на вечерней зорьке. Море – это не московское метро в час пик, тут найдется место всем… Ладно, хватит философствовать, бьем баллоны и идем смотреть - как здесь актинии живут.



На следующее утро с самого ранья я решил побродить по острову, поснимать всякую живность. Вдруг какой тюлень решит попозировать спросонья. Островок небольшой, высокой растительности на нем нет совсем. Видно - штормовые ветра Белого моря его регулярно навещают. Только мхи, трава и кусты. И брусника с костяникой. Их здесь навалом. Кустики маленькие, почти не поднимаются от земли, зато ягоды большие и красные. Их бы на водочке настоять – можно было бы всю зиму такой настойкой с авитаминозом бороться. Но вот беда – не донесу я эту ягоду до лодки. Тару с собой не взял, а контейнер от фототехники набивать брусникой как-то некошерно. Так что ягоды придется есть всухомятку, а водку потом выпью. Разбавлю ее свежими воспоминиями о здешней бруснике.





После завтрака мы решили обнырять скальную стеночку острова Черемшиха. Давно здесь не ныряли, потому как место почти открытое – при сильном волнении сюда соваться стремно, а сегодня день как раз спокойный и безветреный. Яхту на якорь поставили в пролив между островами Черемшиха и Седловатая луда, метров на 200 правее знаменитой скальной щели. Тут и глубины поменьше, и у самого дна подводные скалы с ярко выраженным отрицательным уклоном создают эффектный каменный потолок над головой дайвера. К потолку прилепились мягкие кораллы. А еще – здесь любят гулять белухи и тюлени, так что место для нырялки вполне достойное. Вот фото нашей яхточки, одиноко стоящей на якоре у скальной стенки острова Черемшиха.



Ну, а дайверы – они в это время уже внизу с зубатками кайфуют.



Закончить этот день мы решили поближе к мысу Шарапов. Вдруг захочется завтра смотаться на Соностров, а от Шарапова до Сонострова – рукой подать. Есть там рядом с мысом губа Никольская. По слухам – большая и глубокая, с красивыми скальными берегами и островом посередине. За все время наших поездок по Белому морю, мы там ни разу не останавливались, вот и поправим эту недоработку. От нашей нынешней стоянки до губы Никольская примерно 15 километров открытого моря, вполне хватит простора, чтобы поупражняться с парусами. Ветер слабый, но вдруг ситуация поменяется. Ставим грот, разворачиваем стаксель и ждем. Порывы, конечно, бывают, но - по сравнению с нашим летним походом, когда яхту временами клало на борт так, что волны залетали в кокпит, можно считать, что их практически нет. Колдунчики на стакселе свесились вниз, и даже не делают попыток приподняться. Почти штиль, однако. Судно практически стоит на месте, яхтсмены тоскуют, зато фотографу с телевиком есть на что посмотреть. Тюлени, белухи плавают рядом с лодкой, утки летают мимо стаями.








Жалко только, что солнышка нету. В итоге - нам пришлось завести двигатель, а то так бы и заночевали в открытом море среди всей этой живности. Быстро дошли до Никольской губы, нашли подходящую бухточку среди скал у самого входа, там и встали на якорь. Вот фоточки нашей стоянки.







Красивое место, жалко – так и не удалось посмотреть на него при солнечном свете. Все время было облачно, зато дождей практически не было и температура 8-10 градусов держалась круглые сутки. Короче говоря – мы наслаждались последним осенним теплом у самого полярного круга. Бухточка довольно глубокая – там глубины больше 30 метров практически от самого берега. Под водой – стенки, каменные осыпи, огромные валуны, среди которых прячутся здоровенные зубатки.





Так что, и понырять здесь достаточно интересно. Ну - мы и ныряли. А в перерыве между нырялками приделали к нашей яхточке авторулевого. Это такая кочерга, которая крепится одним концом к стенке форпика, другим – к румпелю, и подключается к сервисному аккумулятору. Включенный авторулевой бдительно держит заданный курс лодки, идущей на моторе или под парусами, так что вахтенный рулевой может преспокойно кемарить, варить себе кофе, фотографировать окрестности, чесать затылок или заниматься прочими очень важными делами.
Нужно лишь эпизодически поглядывать вперед, чтобы не протаранить сгоряча какой-нибудь корабль или кита. Короче – очень ценная для морских бездельников штука. Если бы у меня на работе была такая. Пришел утречком туда, включил эту железяку, и отвалил куда-нить в кафе или в киношку. Потом вернулся, глянул на процесс одним глазом, и рванул домой на обед. Не жизнь, а заветная мечта каждого уважающего себя бездельника….
На фоточке – вахтенный в поте лица несет свою тяжелую вахту в антисанитарных, можно сказать, условиях, а авторулевой помогает ему, чем может…..



Вот примерно в таком режиме утром следующего дня мы под парусами отправились к Сонострову. Те места мы давно знаем, народу там немного и, соответственно, живности гораздо больше, чем в Чупинской губе. Авторулевой работал, мы пили кофе, лодка шла по нужному курсу до тех пор, пока этот рулевой не сожрал весь сервисный аккумулятор. Вот ведь незадача. Конечно, солнца нет, солнечные батареи не работают, а рулевой сосет электричество со свистом. Пришлось снова рулить вручную. Тут еще тузик решил, что ему с нами как-то скучно, и слинял. Тихо так слинял со своей привязи, аккуратно. Втихушку развязал конец, который соединял его с яхтой, и привет. Хорошо – вовремя заметили. Мы развернулись под парусами, легли на обратный курс и перехватили непокорную лодченку. Это что ж за день такой!!! Авторулевые не рулят, тузики сбегают, а сервисный аккумулятор и вовсе объявил забастовку. Этак и навигатор того и гляди напишет, что отказывается работать с нами из-за плохой кормежки. А без навигатора мы, не дай бог, зарулим куда-нибудь на северный полюс. Или даже на южный. Пришлось срочно заводить судовой дизель и заряжать сервисный аккумулятор от его генератора. О солнышко!!! Как нам без тебя плохо!!!
С такими печальными мыслями мы зарулили в бухту Глубокая и встали на якорь около маленького безымянного островка в самой глубине бухты.



Островок небольшой, растительности на нем почти нет, только трава, мох, брусника и костяника. Под водой у южного берега острова – довольно крутой свал в глубину, покрытый каменной осыпью. Под этими камнями и прячутся местные зубатки и треска. Вот завтра мы и пойдем под воду на них смотреть. Иногда сюда приходят белухи, приплывают тюлени, но в этот раз нам с ними не повезло. Из местной живности вокруг нас крутились только утки и чайки.



Утром я потихоньку выполз из своей каюты. Солнца по-прежнему пряталось за тучами. С неба сыпалась какая-то мелкая морось, похожая на туман. Нужно было срочно взбодриться. Как??? Известно как – просто принять ванну и выпить чашечку кофе.
В силу особенностей компоновки нашей яхты ванная комната здесь размещается непосредственно вокруг лодки. Если появляется желание залезть в ванную, нужно всего лишь сделать шаг за борт. Если при этом за бортом имеется легкое волнение – то это уже не просто ванная, а высококлассное джакузи. В него я и шагнул… Температура воды - где-то +8 градусов, это практически беломорская Пицундррра, водичка бодрит и освежает замечательно.




Ну и аппетит после такой процедуры просыпается просто зверский. В памяти сразу всплыли воспоминания давно минувшей молодости, когда я ловил хариуса в каньонах Восточного Саяна в трехстах километрах от ближайшего человеческого жилья, а заботливые товарищи приносили мне прямо к воде горячий кофе со свежей, только что испеченной булочкой. Мы тогда наловчились печь горячие булочки прямо в дремучей тайге, хотя ни плиты, ни камбуза у нас и в помине не было. Придется срочно восстанавливать те давно забытые навыки, потому как кофе с булочкой после утренней ванны очень хочется. Хариуса тоже хочется, но его, на крайняк, можно и свежей треской заменить.



День прошел в рыболовной суете, а ближе к вечеру, после питательной тесково-зубаточной ухи, нам вдруг отчаянно захотелось походить под парусом. Видно – жирная беломорская уха дает серьезное осложнение на мозги, потому как в голодном виде под парусом на ночь глядя мы бы точно в открытое море не сунулись. Лодка под юго-восточным ветром бодро бежала к берегу Кольского полуострова, мы сладко кайфовали на ней в тресковой нирване до тех пор, пока карельский берег не растаял полностью в кромешной темноте наступающей ночи. Потом нирвана потихоньку куда-то ушла, уступив место легкому беспокойству. На небе – сплошная облачность, все маяки в Кандалакшском заливе давно пущены эффективными перестроечными морскими менеджерами на металлолом, полная чернота вокруг, и посреди всего этого в 10 километрах от совершенно неразличимого в темноте берега болтаемся мы. Вдобавок ко всему выяснилось, что дурацкий навигатор при ходе под парусами, слабом ветре и лавировке, приводящей к снижению скорости судна, показывает курс, который может радикально отличаться от курса по судовому компасу. Открытое море, полная темнота, курс непонятен, берег не виден совершенно – при этих условиях легкое беспокойство быстро превратилось в довольно сильное. Попытки посветить вокруг мощным фонарем ни к чему не привели – его луч упирался в стену окружающего нас тумана. Кажись, мы приплыли…… Это даже не ежик в тумане – это гораздо хужее….
Пришлось срочно заваривать крепкий чай и одновременно чесать башку в попытке заставить размягченные тресковой ухой мозги работать интенсивнее.




Решение пришло довольно быстро. Мы спустили паруса, зажгли судовые огни, запустили судовой дизель и добились стабильной скорости судна 7-8 км/час. Навигатор с компасом при этом пришли в полное соответствие, мы выставили по навигатору курс авторулевого, расслабились и стали контролировать положение яхты по карте на экране навигатора. В таком режиме в полной темноте обогнули мыс Шарапов, ушли из открытого моря в Чупинскую губу, обошли острова Двинские луды, подошли к Пежострову и осторожненько встали на якоря в губе Лодейная. Первое в жизни многочасовое ночное плавание в условиях тумана, низкой облачности и полного отсутствия каких бы то ни было визуальных береговых ориентиров было завершено успешно. Да здравствует крутой экипаж крейсерской морской яхты Hakuna Matata!!!!!






Утром, сразу после ванны, пока напарники еще спали, я решил смотаться на берег. Уже осень, однако. Зима на носу, скоро снег ляжет на береговые скалы, а пока там вовсю краснеет брусника, а местами еще уцелела и черника с голубикой. Вот и буду потихоньку употреблять витамины, пока есть такая возможность. Где потом эти витамины в Москве найдешь, а здесь каждый поросший мхом камень на берегу красного цвета. Не все же время морскую капусту с треской есть, нужно разнообразить местную диету. Вот несколько фотографий этого таежного изобилия.



После такого плодотворного утра можно спокойно прокатиться на яхте под парусом. Тем более, что спешить нам совершенно некуда. Пусть ветер слабый, пусть идти нужно галсами – будем на практике отрабатывать технику маневрирования под парусами. Тем более, что после вчерашнего ночного заплыва количество дизельного топлива в баке как-то сильно поубавилось. Вот и пойдем потихоньку к острову Борщовец под парусом. Почему Борщовец???? Да пора уже двигаться поближе к Чупе, да и - больно удобная на этом острове бухточка для стоянки. Летом там обычно полно народу, но сейчас - не сезон, и, скорее всего, кроме нас там никого уже не будет.
Мы шли под парусом к Борщевцу по проливу Глубокая Салма , я устроился на баке нашего судна и снимал проплывающие мимо осенние пейзажи.









Хорошо, когда никуда не надо спешить, а можно просто смотреть по сторонам и наслаждаться видами. Вдруг какое морское зверье мимо проплывет. Белуха, тюлень или морж какой… Когда-то в этих местах было много моржей, но вот беда – человек их истребил. Еще в 11 веке Великий Новгород начал экспортировать моржовую кость, добытую на Белом море. Экспортировал, экспортировал, а потом моржи потихоньку кончились. Такая вот печальная история. Но не совсем печальная – иногда они здесь еще попадаются. В прошлом году весной мы с Валерой видели одного, отдыхавшего на отмели на Борщовце. Здоровый такой, с огромными белыми клыками. Нам вообще везет по весне на зверей. В прошлом году – моржа встретили, в этом году – с медведем пообщались. Что-то дальше будет????


Выглянуло солнце. Это, пожалуй, первый раз за весь наш осенний вояж. А тут еще, судя по метеосводке, – ночью возможно полярное сияние. Чистое небо вечером, полярное сияние ночью, восход солнца безоблачным утром – что еще нужно фотографу для полного счастья??? Разве что – немного жидкого тепла в запотевшей бутылке. Но с этим теплом у настоящих моряков всегда полный порядок.
Вечером я пошел на скалы западного берега острова снимать закат, и, если повезет – полярное сияние. Темнело, я нашел подходящее место, и как только установил штатив с фотоаппаратом, со скал за моей спиной с грохотом посыпались камни. Оглянулся, но увидел только тень. Здоровую, однако, тень. Похоже – медведь тоже пришел на полярное сияние смотреть….. Везет же нам на медведей в этом году!!! Остров - в полукилометре от берега, но они и сюда добрались. На всякий случай я посветил на береговые скалы за спиной мощным фонарем и продолжил возню с фотосъемкой. Сейчас осень – зверь, по идее, должен быть сытым, так что – обойдется. На крайний случай – придется со скалы в море прыгать.
В такой нервной обстановке полярное сияние точно должно засиять. И оно вдруг вспыхнуло….








А тут еще луна начала подниматься над островом…



Медведь, видно - для обеспечения особой остроты ощущений, временами копошился в кустах за моей спиной…

Утром, впервые за много дней, мы увидели восход солнца. Оно потихоньку вставало над Пежостровом. И, хотя нам уже нужно было собираться домой, но особой грусти не было. Мы твердо знали, что непременно вернемся сюда. Просто это нам уже необходимо….






Так бей же по жилам,
Кидайся в края,
Бездомная молодость (Применительно ко мне уже, к сожалению, читай - старость),
Ярость моя!
Чтоб искрами сыпалась
Жизнь человечья,
Чтоб выстрелом рваться
Вселенной навстречу.
Чтоб волн запевал оголтелый народ,
Чтоб злобная песня коверкала рот,
Чтоб петь, задыхаясь, на страшном просторе…..
Черное море!!!! Хорошее море!!!!(И Белое - тоже!!!!)



© DivePlanet 2020